?

Log in

No account? Create an account
Feb. 19th, 2012 @ 10:19 pm Первые шаги русского автомобилестроения
About this Entry
СF
ulmerug:

«По окрестностям Питера разъезжает механический экипаж. Его пассажиры выдают себя за производителей и едва ли не изобретателей этой машины и клянутся, что все до последнего винтика в экипаже сделано ими в собственной мастерской».

Так весной 1896 года недоверчивая пресса сообщила читателям о появлении первого в истории русского автомобиля. А уже 1 июля «самодвижущийся экипаж» демонстрировался на Всероссийской промышленной и художественной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде. Император Николай II лично осмотрел автомобиль в действии.

Автомобиль конструкции Яковлева-Фрезе на Нижегородской выставке 1896 года

На волне стремительного индустриального подъема, происходившего в Российской Империи со второй половины XIX века, появление отечественного автомобилестроения выглядит вполне органичным явлением. Его пионерами заслуженно считаются отставной лейтенант императорского флота Евгений Александрович Яковлев и горный инженер Петр Александрович Фрезе, которые и сконструировали представленный публике в 1896 году автомобиль. Надо заметить, этим их вклад в развитие отечественной промышленности не ограничивался: изобретатели были основателями "Первого русского завода керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева" и Акционерного общества постройки экипажей "Фрезе и К°".
 


  
Евгений Александрович Яковлев (1857 – 1898 гг.)Петр Александрович Фрезе (1844 – 1918 гг.)

На заре российского автомобилестроения заводы с полным циклом были относительной редкостью. Большее распространение получило раздельное производство шасси и кузовов. То есть будущий автолюбитель, купив шасси, затем передавал его на экипажную фабрику для оснащения кузовом.


Стоит сказать, что продукция российских экипажных заводов высоко ценилась во всем мире, о чем свидетельствуют многочисленные награды международных выставок. Особым знаком качества являлось и то, что в начале XX в. отечественными кузовами оснащались автомобили легендарной ныне марки «Мерседес».


"Мерседес" с российским кузовом

Первопроходцем полноценного серийного производства в России легковых и грузовых автомобилей стала петербургская фабрика Фрезе. С 1901 по 1904 гг. здесь было изготовлено более сотни машин, в том числе с электроприводом; прошли испытания троллейбус и автопоезд с электротрансмиссией.


Электромобиль Фрезе (7л.с.)


Автомобили Фрезе (8л.с.)


Автомобили Фрезе (6л.с.)


Пассажирско-грузовые автомобили Фрезе для Военного ведомства

В 1902 году за серийный выпуск автомобилей взялся завод акционерного общества "Г. А. Лесснер". В качестве консультанта был приглашен известный русский изобретатель автомобилей и двигателей Борис Григорьевич Луцкой (Луцкий), моторами конструкции которого стала оснащаться продукция фабрики. В 1904 г. на заводе строится один из первых в России пожарных автомобилей. Налаживается производство почтовых фургонов. В 1907 г. на Первой Международной автомобильной выставке в Петербурге фабрика демонстрирует собственные кареты скорой помощи и награждается Большой золотой медалью за производство и распространение автомобилей в России. На 1909 год продукция завода включала в себя широкую линейку легковых и грузовых автомобилей различных объемов двигателя с применением оригинальных конструктивных решений.


Б.Г.Луцкий за рулем машины собственной конструкции


"Лесснер" (12л.с.)


Фургон "Лесснер" грузоподъемностью 1200 кг, 1907 г


"Лесснер" (22л.с.)


Почтовые фургоны "Лесснер"


Гоночный "Лесснер" (32л.с.)


Грузовой "Лесснер"


Пожарный автомобиль "Лесснер" Тип 1


Пожарный автомобиль "Лесснер" Тип 2

В 1908 году на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге организуется автомобильный отдел во главе с Иваном Александровичем Фрязиновским. С 1909 года здесь начинается выпуск машин известной марки «Руссо-Балт». За 7 лет было произведено около 500 единиц. На Русско-Балтийском заводе освоили и производство автомобилей повышенной проходимости: на базе модели «С» была выпущена предназначенная для зимней эксплуатации машина с полугусеничным движителем, оснащенная лыжами. Вообще, отличительной чертой «Руссо-балтов» являлась надежность и прочность: известен случай столкновения машины во время автопробега с бревенчатой избой, после которого автомобиль оказался практически не поврежден. Благодаря победам в престижных автомобильных соревнованиях, марка становится широко известной. Первое в истории покорение вершины Везувия автомобилем «Руссо-Балт» гремит на весь мир.



И.И.Иванов и И.А.Фрязиновский на машине "Руссо-Балт С 24/55", 1913 г.


Руссо-Балт С 24/40


"Руссо-Балт К12/20" II серии


"Руссо-Балт С 24/58" - легендарный "Огурец" второй версии - с призом после установления рекорда скорости 128,4км/ч на гонках 1913 года


Руссо-Балт С 24/60, 1914 г


Руссо-Балт повышенной проходимости


Руссо-Балт А.Нагеля, покоривший Везувий


Он же

В 1910 г. был открыт Русский автомобильный завод И.П.Пузырева. Его основатель считал необходимым, чтобы «русское производство не было бы только названием, а было бы действительно русским» и «завод вырабатывал самостоятельно все автомобильные части из русского материала, русскими рабочими и под руководством русских инженеров». Надо сказать, Ивану Петровичу удалось достигнуть поставленной цели, организовав на заводе практически полностью самостоятельное производство. Пузырев стремился «выработать тип специально русского автомобиля, отвечающего требования перемещения в России, применительно к особенностям наших путей». И в 1911 году завод выпускает первый пятиместный легковой автомобиль с большим дорожным просветом. Машина оснащалась коробкой передач оригинальной для тех времен конструкции, разработанной на заводе Пузырева и защищенной привилегией. Впервые в мире передачи в трансмиссии включались кулачковыми муфтами, а рычаги переключения находились не снаружи, а внутри салона. Фактически, это был прообраз коробки передач современных автомобилей. Еще одним новшеством было использование алюминия для картера двигателя, коробки передач, рулевого механизма и дифференциала, а также широкое применение шариковых подшипников. Серийная модель 28/40 развивала приличную для тех времен скорость - до 80км/ч.


И.П.Пузырев




Сборочный цех завода


Пузырев-28/35


Пузырев-28/40


Пузырев-28/40 с кузовом военного типа

В 1913 году на IV Международной выставке автомобилей в Петербурге Пузырев представляет пятиместный лимузин, семиместную машину с открытым кузовом «торпедо» и гоночный автомобиль. По свидетельствам специалистов, он был оснащен передовым для своего времени и весьма компактным двигателем.

Несмотря на серьезные финансовые трудности и стандартное для патриотически настроенного человека тех лет неприятие со стороны «интеллигентной общественности», называвшей его «кустарным производителем», И.П.Пузыреву удавалось сохранять и поддерживать производство. Более того, существовали планы по его расширению. Но в начале 1914 года завод неожиданно сгорает... А в сентябре, отдав последние силы на восстановление своего детища, умирает Иван Петрович Пузырев.


Повествование о зарождении российской автомобильной отрасли было бы неполным без упоминания имени признанного специалиста в области электротехники и электрических машин Ипполита Владимировича Романова. Ему принадлежит, помимо прочего, изобретение совершенной для своего времени аккумуляторной батареи, а также смелый проект подвесной электрической железной дороги, опытный образец которой(!) функционировал с 1899 года в Гатчине.


И.П.Романов

Подвесная железная дорога И.Романова

В том же году в Петербурге состоялись испытания первого отечественного электромобиля конструкции Романова, прозванного «кукушка». Интересно, что машина имела привод на передние колеса и развивала скорость до 39км/ч при запасе дальности в 64 км.


Электромобиль И.Романова

А в 1901 году на столичных улицах появился опытный образец электрического 17-местного омнибуса – нового типа городского транспорта. Испытания показали надежность и безопасность конструкции машины. И.В.Романов планировал организацию десяти маршрутов электрических омнибусов по самым оживленным магистралям города. Но Городская Дума отказалась одобрить финансирование постройки техники.


Омнибус И.Романова 


Так в общих чертах выглядит история зарождения отечественного автомобилестроения. Кто знает, возможно, очевидный потенциал и прекрасные перспективы отрасли на фоне общего промышленного подъема в Российской Империи начала XX века могли вывести российские заводы в число ведущих автопроизводителей мира, и сегодня марки «Руссо-Балт» и «Пузырев» были бы не менее престижны, чем «Мерседес» или «Лексус»... Но потрясения XX века внесли свои коррективы в исторический путь нашей страны. Быть может, нуждающемуся в переформатировании российскому автопрому стоит опереться на исторический фундамент, заложенный пионерами русского автомобилестроения?

(Deleted comment)
[User Picture Icon]
From:ulmerug
Date:February 19th, 2012 03:48 pm (UTC)
(Cсылка)
Спасибо за дополнение. Конечно, о каждом производителе в отдельности можно написать развернутую статью. Я постарался сделать кратенький очерк.
(Deleted comment)
[User Picture Icon]
From:ulmerug
Date:February 19th, 2012 03:56 pm (UTC)
(Cсылка)
Всё надо смотреть в контексте эпохи.
[User Picture Icon]
From:dwertys
Date:February 19th, 2012 07:57 pm (UTC)
(Cсылка)
Все отлично, только надо было бы указать, что эти люди были не только изобретателями, но и предпринимателями и именно это их отличает от современного государственного "ладостроения".

Предпринимательство двигало и двигает любое общество вперед и наши русские предприниматели тому хороший пример. Спасибо Вам за статью.
[User Picture Icon]
From:ulmerug
Date:February 20th, 2012 03:22 am (UTC)
(Cсылка)
Пожалуйста!

Очевидно, что пионеры русского автопрома были предпринимателями.